ТЕМИРТАУСКИЙ ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

 

 

Темиртауский театр для детей и юношества основан в 1989 году. Темиртауский театр юного зрителя был открыт с целью сохранения театральной культуры города Темиртау, а ориентировали его полностью на юного зрителя Карагандинской области.
 
Первый сезон Темиртауского ТЮЗа открыли 24 ноября 1990 года спектаклем «Чемодан чепухи» по пьесе О. Петрушевской.

 

На сегодняшний день театром руководят:
 
Руководитель театра - Владимир Владимирович Дроздецкий (с 2004 года по настоящее время) - обладатель почётного знака межпарламентской ассамблеи СНГ «За заслуги в развитие культуры и искусстве», почетной грамоты Министерства культуры и спорта РК, благодарственных писем Акима Карагандинской области.
 
Главный художник театра – Татьяна Викторовна Ушакова (с 2018 года по настоящее время).

 Подробнее

Театральная читка – спектакль, в котором задействованы только голос актера и фантазия зрителей. Этот первый опыт для Карагандинской области артисты считают настоящим прорывом в искусстве, который дает возможность актерам стать ближе к зрителям и получить обратную связь.

Эльзе, главной героине пьесы, приходится отстаивать своё право на свободу выбора. Дочь русских немцев прошла через ссылку и детский дом, чтобы связать себя узами брака по принуждению. И вот муж умирает. Уже через неделю женщина идет в деревенский магазин в поисках отнюдь не старческих вдовьих ботинок, а ярких туфель на каблуке. Поведение женщины вызывает неодобрение дочери и соседей. А уж когда в жизни Эльзы появляется учитель географии Василий Игнатьевич, то дело и вовсе доходит до угроз, скандалов и драк. Эльзе 76, и жизнь вроде бы подходит к концу, но героиня понимает, что и не жила до сих пор.
Пьесу «Земля Эльзы» драматурга Ярославы Пулинович темиртаускому зрителю представили в формате читки. Это первый подобный опыт в Карагандинской области. Здесь нет костюмов и декораций, есть только текст автора и голос актера, который оживляет персонажа. Всё остальное воображение зрителей дорисовывает самостоятельно. Зритель не отгорожен от актеров рампой или администратором, после прочтения пьесы происходит прямой и откровенный диалог.
Анна, зритель: «Пьеса обо всех нас. Не смотря на то, что мы живем в эпоху толерантности, глобализации и всех этих умных слов, которые мы произносим каждый раз и слышим каждый день по телевизору, вот это вот негласная форма общения сохраняется. Всегда есть те, кто знает, как жить лучше, хотя они живут, может быть, и ни грамма не лучше».
Леонид Кирличенко, актер театра для детей и юношества: «Дети одичали. Из-за чего? Из-за квартиры? Разве это сейчас не происходит у нас? Эта пьеса стариков Ромео и Джульетты. Но в основе своей, вот даже Оля говорит: «Ну, ходи, встречайся. Но квартиру, дом-то, зачем продавать?» Они уцепились своим цинизмом за недвижимость».
Для Леонида, голоса учителя географии, такой формат не в новинку. Актер считает, что участие в нетипичных проектах необходимо артистам для творческого развития. А актриса Нина Сытина и вовсе так прониклась своим персонажем, что считает её почти родной.
Нина Сытина, актриса театра для детей и юношества: «Я её очень люблю. Я вот даже когда первый раз прочла, я ни о чем не могла, просто замолчала на полдня. Ни о чем не могла говорить, ничего. Очень сильно она меня тронула».
О сокращении дистанции между актером и зрителем, камерной атмосфере и обсуждении пьесы мечтал продюсер проекта.
Павел Авдюков, продюсер проекта: «У меня есть большая мечта, чтобы в театре юного зрителя появился такой формат — клуб чтения пьес. И люди могли раз, два раза в месяц приходить на малую сцену, чтобы это было в репертуаре, и слушать актуальную, современную драматургию. Почему-то многие сейчас её игнорируют, считают, что это не так где-то пошло, где-то недопустимо, где-то может быть неправильно понято. На самом деле современные драматурги — это те люди, которые говорят нашим языком. В том, что этот язык отличается от Чехова и Достоевского, нет ничего плохого».
По традиции, пьесу читают только один раз. Весь смысл в первой реакции зрителей и импровизации актеров. При постоянной читке появится отточенность и она превратится в спектакль. С новым форматом актеры надеются выполнить так называемую сверхзадачу всех работников театра – привлечь ещё больше зрителей.


etemirtau.kz