На первый взгляд, сюжет нового спектакля в постановке директора театра для детей и юношества Владимира Дроздецкого прост: в хор пенсионерок с молодым баянистом приходит новая участница, и начинается характерное для подобных ситуаций женское «веселье». Но произведение «Баба Шанель» не поверхностное: здесь затрагивается не только тема дамского соперничества, отраженная во всем известной шутке «ничто так не объединяет двух людей, как обругать третьего». Премьерные показы начинаются уже в эти дни – 28 и 29 мая.  

Сюжет комедийной постановки в двух действиях «Баба Шанель» происходит в наши дни. Самодеятельный ансамбль «Наитие» отмечает 10-летие. Солистки здесь попадают в стандарты 90-60-90 – только это не сантиметры, а возраст. И хотя им лет 400 на пятерых, они хотят жить, любить и быть любимыми. Дамы тайно влюблены в молодого баяниста Сергея – но неожиданно их веселье нарушает появление новой участницы Розы Николаевны Глухих… Она и моложе всех, и голос ее (полторы октавы) очаровывает молодого руководителя хора, баяниста и автора «народных» песен Сергея. Роза сразу заявляет права на сценическое и вокальное лидерство в коллективе, вызывая в ответ общие обиды и ревность. Как говорится, «а мы не ждали вас, а вы приперлися» - эту строчку из песни дамы не раз споют в лицо новенькой, нарекая ее бабой Шанель. Кстати, название дворца культуры тоже отсылает к моде – ВОГ (Всероссийское общество глухих), по аналогии с брендом «Vogue».

Автор пьесы Николай Коляда отмечал, что в его «Коляда-Театре» в Екатеринбурге постановка идет больше 10 лет и всегда собирает аншлаги. В первом действии публика падает с кресел от хохота, а во втором – заливается слезами. К слову, в ТЮЗе уже есть спектакль, который производит идентичное впечатление: в «Провинциальных анекдотах» по пьесам Александра Вампилова сначала смеешься до слез, а потом плачешь навзрыд...

Собственно, шествие пьесы «Бабы Шанель», вышедшей в 2009 году из театра Николая Коляды, продолжилось сначала в других российских театрах – от московского Вахтангова до множества периферийных драмтеатров, собрав немало вариаций постановок. Где-то героини носили народные костюмы, где-то облачались в классические или брючные, в ТЮЗе же тоже избрали народные платья и кокошники с множеством детализированных украшений. Режиссером-постановщиком спектакля стал директор театра Владимир Дроздецкий.

В составе ансамбля «Наитие» - пять солисток: в прошлом учительница 90-летняя Капитолина Петровна (исполняет Наталья Снегирева), 85-летняя Сара Абрамовна (Анастасия Агафонова) – бывший ревизор, бывший бухгалтер 80-летняя Ираида Семеновна (Ольга Зверьева), в прошлом штамповщица завода 75-летняя Нина Андреевна (Евгения Тесля-Ярцева, Наталья Ершова) и 70-летняя Тамара «семь лет без замужа» Ивановна (Людмила Гулуева, Светлана Свищева). С ними – 30-летний баянист и руководитель коллектива Сергей (Валентин Бухонов, Никита Колесов). Эту, казалось бы, гармонию и нарушает 55-летняя Роза Николаевна (Ирина Мальчихина).

А поскольку ансамбль – вокальный, то и песен в спектакле хватает, причем все они широко известны. На первый взгляд, между подругами и коллегами по сцене – крепкая дружба, проверенная годами: они друг над другом шутят («Ну, будем посмотреть вашу селедку»), периодически напоминая о возрасте, хвастаясь друг перед другом о прошлом («А какие у нас костюмы в музкомедии были!»). Сара Абрамовна «в миллионный раз» - но очень выразительно, пусть и не к столу – читает Ахматову и всячески добивается внимания Сергея, Капитолина Петровна во время тоста вдруг вспоминает уже ушедших из жизни прошлых солисток («Ее не стало прямо на поклоне...»). И вроде бы Сергей здесь выступает объединяющим фактором, но это не меняет того, что дамы легко ругаются – есть «что-то нездоровое в коллективе», как потом скажет Роза Николаевна...

Надо сказать, что частью декораций спектакля стали масштабные зеркала, которые служат не только гримерными для героинь, но и выполняют метафоричную функцию. Эти предметы отлично дополнят сцену, когда в коллективе появится Роза Николаевна. У вокалисток – шок, а потом – вопросы вроде «А какая у нее инвалидность? Никаких здоровых тут не должно быть!» и «Как это мы на заднем плане?».

Токсичность коллектива «Наития» Роза Николаевна видит сразу, как и знает все про всех его участниц. Секретарь приемной у мэра с 30-летним стажем, она жестко вываливает на женщин все их недостатки, и амбиций этой бабе Шанель не занимать. У Сергея, конечно, свои причины пригласить в коллектив новое лицо – но следующее за этим напряжение заметно вырастет во втором акте, сопровождаемое минорной тягучей музыкой.

«В душе 18, в зеркале старуха» - пожалуй, это основная мысль второго акта, который так или иначе пронизывают темы страха смерти, одиночества, старости, важности общения и необходимости быть нужным, даже когда тебе 90 и у тебя свои особенности характера. Героиням важно быть нужными. Захотят ли они остаться в коллективе – в темноте, но на сцене? Останется ли там баба Шанель, у которой «есть связи»? Наблюдая развязку спектакля, понимаешь, от чего наворачиваются слезы: все мы конечны – но всем нам важно быть нужными и важными в жизни близких людей. Даже в старости. И, наверное, поэтому не зря после просмотра спектакля хочется взять телефон и сразу позвонить родителям.

Несмотря на то, что в оригинале действие происходит в ансамбле, в котором участвуют бабушки, возраст героинь, по сути, не важен, и пьесу не обязательно должны играть женщины в возрасте, считает Владимир Дроздецкий. Произведение говорит о простых человеческих чувствах – в частности, что человек живет, пока он нужен, и это не зависит от того, сколько ему лет.

- В то же время, пьеса сама по себе очень сложная: Николай Коляда – драматург известный, пьесу ставили десятки раз, и важно было искать свое решение – свою, что называется, боль в этом материале, - делится Владимир Владимирович. – Что касается Розы Николаевны – она воплощение карьеризма и бездушия. Чем страдает современное общество? Желанием сделать карьеру, пройтись по головам других... И здесь неважно, кто Роза Николаевна. В данном случае она была секретаршей мэра – единицей маленькой, едва приметной, потому что секретари могут меняться стремительно. Но посмотрите, как персонаж себя ведет. И наша история – еще и о том, что человек, получивший хоть капельку власти, ведет себя совершенно по-другому. Амбиции позволяют ей как раз идти по головам.

Кроме того, любой небольшой коллектив становится отображением всего, что происходит в жизни в целом: одни боятся нового, вторые из кожи вон лезут, чтобы внести это новое, третьи сопротивляется, четвертые добросовестно делают свое дело.

- ...А пятые пойдут на все – лишь бы быть важными, значимыми. Конечно, «Баба Шанель» – в основном для взрослых людей, которые хотят не только посмеяться, но и задуматься – о том, что мы делаем, чего не замечаем, взглянуть на это с иронией, со стороны. Но здесь есть одна очень важная вещь – близкие люди, которые живут ради нас и для нас. И если мы от них отвернемся, им просто незачем станет жить, - заключает режиссер.

Премьера «Бабы Chanel» состоится уже сегодня, 28 мая, а также 29 числа в 18:30 и 17:00 соответственно. Стоимость билетов – 2000 тенге.