Моноспектакль по произведению Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина» показали в Темиртауском театре для детей и юношества Prospect в минувшие выходные. Спектакль в одном действии – бенефис артиста театра Олега Керимова, у которого 2023 год ознаменовался двумя юбилеями: и его собственным, и круглой датой службы в театре, сообщает корреспондент ekaraganda.kz. 

В премьерный вечер в Темиртауском театре для детей и юношества для зрителей и юбиляра подготовили поздравительную программу, бенефис посетили и ученики Олега Керимова. Уже после спектакля прошло небольшое выступление, где объединили все роли, сыгранные Олегом – и в этот круг, по сюжету, принимали главного героя моноспектакля Михаила Питунина. Позже артиста поздравил аким Темиртау Ораз Таурбеков, вручив почетную грамоту и корзину цветов, а также ТЮЗ получил ключи от служебной трехкомнатной квартиры на проспекте Металлургов, где смогут останавливаться приглашенные артисты и режиссеры. Об этом театр мечтал давно. 

 

 

 

Моноспектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» - история одного несостоявшегося подвига. Здесь жизнь главного героя Михаила Питунина неразрывно связана с именем Александра Сергеевича, который косвенно, начиная еще с детского сада, «в полной рост увязался» за ленинградским мальчишкой. Автобиография, рассказанная от первого лица, затрагивает не только советское и постсоветское время, но и переносит в XIX век. Питунин пытается расследовать тайну смерти Александра Сергеевича, проецируя момент дуэли на себя самого. И тогда поэт превращается из антагониста Михаила в его друга. Но самой главной остается тема духовности. Режиссером-постановщиком моноспектакля стал Александр Чупин, художником-постановщиком – Анна Трушкова. За музыкальное оформление отвечает Надежда Гермес, за световое – Георгий Мурадов, спектакль ведет Маргарита Валеева.

Александр Чупин ранее уже работал с моноспектаклями – и одним из них как раз был «Спасти камер-юнкера Пушкина», но в другом театре, и соответственно, выглядела постановка по-другому. Ставить такие спектакли, признался режиссер, тяжелее: даже когда на сцене всего два актера – уже есть диалог, а здесь диалог может быть только со зрителем.

 

 

 

«В следующем году исполняется 225 лет со дня рождения Александра Пушкина, и это одна из причин, почему к постановке мы выбрали именно это произведение. Второй причиной стали юбилейные даты уже самого Олега Керимова – и нам хотелось найти материал, который бы соответствовал именно ему. Более того, главный герой проживает несколько десятилетий, что тоже важно отразить – и Олег может об этом говорить, не фантазируя, из-за должного жизненного опыта», - поделился Александр Чупин.

Надо сказать, что первоисточник – произведение Михаила Хейфеца – содержит нецензурные слова, но с ними в театре обошлись деликатно: что-то убрали, что-то «прикрыли», что-то – из литературного – оставили, поэтому на постановку это никак не повлияло. За всю историю театра в ТЮЗе впервые обращаются к жанру моноспектакля, и Олег Керимов стал в этом направлении первопроходцем.

 

 

 

«Зрители на спектакль придут разных возрастов, и поэтому для себя в постановке каждый найдет что-то свое. Те, кто старше, прекрасно поймут рассуждения о годах, на которые пришлась их юность, а более младшие зрители – откликнутся на более позднюю эпоху. В любом случае, здесь мы говорим о классиках – и будет прекрасно, если после спектакля кто-то придет домой и откроет томик Пушкина, или Лермонтова, Цветаевой, Ахматовой, Толстого, Достоевского... И прочтет. Вернется к классике. У нас сейчас стираются грани художественных ценностей. А они очень важны. Их важно нести в себе. Кроме того, в спектакле речь идет и о том, что от ненависти до любви – один шаг, и так говорят не зря: ненавидя поэта, герой проживает такие ситуации, которые подвигают его понимать, что этот самый поэт его и спасает», - резюмировал Александр Чупин.

 

 

 

 

Что касается исполнителя главной и единственной роли в моноспектакле Олега Керимова, у него два образования: он окончил дирижерское отделение музыкального училища Темиртау, а также Дальневосточную Государственную Академию Искусств Владивостока по специальности «Актер театра и кино». Среди его наград – почетные грамоты и дипломы акима Карагандинской области, а также награды театральных фестивалей.

В репертуаре ТЮЗа Олег Керимов занят активно – им сыграно более 80 ролей (сам артист уже не ведет им подсчет). Среди его прошлых и нынешних амплуа – Сэр Эндрю Эйгючик в «Двенадцатой ночи», Теодоро в «Собаке на сене», Козы-Корпеш в «Поэме о любви», Джек в «Тринадцатой звезде», Константин Треплев в «Чайке», Генри Перкинс в «Смешных деньгах», Захар в «Re: Обломов», Чарльз Кондомайн в «Неугомонном духе», Павел Николаевич Елецкий в «Нахлебнике», Менахем в «Поминальной молитве». Играет он и в сказках, в одной из них выступил режиссером-постановщиком – а именно в «Волк, козлята, тётя Маша – получилась сказка наша!», там же сыграл и Волка. Снимался Олег и в кино: его можно наблюдать в картинах «Маленькие люди» 2003 года (Макс) и «Театральная история» 2012-2013 годов (Павел Хлебников).

 

 

 

Служба в театре, признался Олег Керимов, имеет даже случайное начало: после окончания музыкального училища не знал, что делать дальше. Предстояло идти служить в армию, но его дедушка увидел рекламу: в театр нужны были музыканты. А первая роль юного артиста в театре, кстати, тоже была связана с Пушкиным.

«Помню, по совету дедушки я тогда пошел в театр – а оказалось, что там нужны актеры. Я про это даже и не думал. Худруком тогда был Юрий Синин – он меня отправил учить басню, стихотворение, и прозу, а через неделю, сказал вернуться. Я вернулся – и попал в театр, где работаю уже 30 лет. Поэтому ТЮЗ – это мой родной дом, в этом театре я родился как артист, здесь у меня была первая роль – в спектакле «Маленькие трагедии» по Пушкину. В «Пире во время чумы» у меня была роль молодого человека. Премьера его состоялась в ноябре 1993 года», - поделился Олег Керимов.

 

 

Для него как для артиста интересна любая роль: комедийная, трагическая, роль второго плана, роль в сказке, в вечернем спектакле – главное, чтобы судьба у персонажа была интересной – были любовь, переживания, и чем этого больше, тем над ней будет любопытнее работать. Олег Керимов сравнивает это с работой художника: важно, чтобы в процессе было больше красок и оттенков. И, конечно, опыт служба в театре дает колоссальный, а неизменным в этом остается одно: опыт приходит только с практикой. Если не выходить на сцену, не репетировать – никакой талант не спасет, уверен артист.

Роль в моноспектакле для Олега Керимова первая, и он благодарен ТЮЗу за доверие работать в такой постановке – определенно, по-своему сложной.

«Это ответственно, волнительно, страшно – какой бы ты ни был профессионал. Зритель – в метре от тебя, ты у себя на сцене один, дублей у тебя нет. Фактически, конечно, помимо меня в пьесе еще несколько персонажей: воспитательница детсада, школьный товарищ, учитель школы, подполковник в армии, бандиты, девушка Лера, Пушкин... Их тоже нужно сыграть и представить зрителю. Подготовка у нас шла не один месяц. В конце октября мы вернулись с гастролей в Усть-Каменогорске – и сразу приступили», - рассказал Олег Керимов.

 

 

 

 

Главный герой истории Михаил Питунин особо теплых чувств к Пушкину сначала не испытывает, и здесь Олег Керимов поделился собственным опытом: у него, отметил, так было с Есениным. В школе автора ученикам преподнесли весьма поверхностно, описав его как «деревенского поэта» - но сам Олег «разглядел» Есенина уже в годы студенчества – в частности, когда вышел сериал с Сергеем Безруковым в главной роли.

«Оказалось, что у него-то есть «Москва кабацкая», «Черный человек», поэмы, он бунтарь, хулиган... И так Есенин стал одним из моих любимых авторов. С Пушкиным же все благополучно: это тоже мой любимый автор, я действительно считаю его лучшим на классическом Олимпе. А он ведь еще был драматург, публицист, журналист, писатель... И писал очень доступно для всех. Много его стихотворений знаю наизусть, могу прочесть, не заглядывая в книгу, могу читать его целый вечер...», - признался Олег Керимов.

 

 

 

Моноспектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» получился страстным с точки зрения подачи материала, что видно сразу: «Ты что, Пушкина не любишь?», - эмоционально вопрошает воспитательница Миши Питунина в детском саду. «Не люблю! Не знал, что не любить было нельзя», - возмущенно отвечает ей мальчик, позже попадающий в школу, которая... носит имя поэта. Снова и снова главный герой переживает упреки за то, что не переносит классика, снова и снова отбивается от них – в армии, на свидании с девушкой – но вот уже подходит к манекену с плащом, берет с него цилиндр... и начинает рассуждать, детально, о моментах, которые помогли бы спасти поэта от смерти. Зритель, в свою очередь, освежит во время просмотра историю жизни Пушкина, историю его многочисленных дуэлей, бед и предсказаний гибели. Во все это уместно, дозированно вплетен юмор – где-то острый, где-то черный, где-то добрый. Можно ли было спасти Пушкина? Когда? От кого – только ли от Дантеса? Олег Керимов держит внимание зала вплоть до конца спектакля – весь час и 15 минут – и заставляет ловить каждое движение мимики, рук и шагов. И в это время сам начинаешь вспоминать свои школьные годы, собственные негодования от порой тяжелого чтения классики – но вполне возможным становится заново влюбиться в эти произведения и оглянуться на прошлое – уже на себя самого.

 

 

 

Декорации здесь работают в полной мере: детали, отсылающие к эпохе, в которой жил поэт, табуреты из книг, школьные и шахматные доски, на которых тоже развернутся определенные действия, ключевые для спектакля. И, конечно, масштабная галерея портретов на заднем плане, предваряемая тем самым манекеном с цилиндром и плащом – нарядом, характерным для стиля Александра Сергеевича.

Оксана Матвиенко из Темиртау стала одной из первых, кто увидел моноспектакль в день премьеры. Первоисточник, поделилась девушка, заранее не читала и не смотрела постановок – решила, так будет интереснее.

«Это мой первый просмотр моноспектакля, и Олег Керимов, думаю, отлично справился с тем, чтобы удерживать внимание зрителя. Он здорово отыгрывал разных персонажей, перемещался по сцене, пел, декламировал стихотворения. В моноспектакле на актере колоссальная ответственность: он один «тащит» часовую постановку. Керимову удалось не потерять контакт со зрителем. По технической части все тоже продумано – музыка, свет, декорации. У театра «Prospect» в этом плане всегда все здорово. И, конечно, такая постановка сегодня актуальна: как и любой хороший спектакль, она не только про Пушкина. Да, там много фактов из жизни светила поэзии. Но есть и человек со своей историей, ностальгия по семидесятым, юмор. Душа, куда без нее. А когда в спектакле есть душа, зритель всегда это почувствует», - поделилась Оксана Матвиенко.

 

 

 

Прибыли на премьеру и зрители из Караганды: Ольга Маторина приехала не одна – с друзьями.

«С ТЮЗом мы познакомились около трех лет назад и не пропускаем ни одной премьеры. Я всегда везу на постановки родных или друзей. Если приезжают гости из ближнего или дальнего зарубежья – их тоже всегда приглашаем в темиртауский театр. Моноспектакль нам очень понравился! И смеялись, и грустили – особенно в финале, эмоций пережили массу. Абсолютно не резала слух жесткая лексика: все было подано уместно. С материалом – произведением Михаила Хейфеца я знакома, пьесу читала раньше, и было интересно, как ее воплотят в театре, поскольку зачастую такой спектакль ставят с несколькими актерами. В формате моноспектакля получилось, считаю, шикарно. Технически – все продумано, обыграно, реквизит, портреты, детали... Конечно, Пушкина многие зачитали до дыр, в школе о нем говорится достаточно сухо, но я его в свое время открыла через книгу Андрея Синявского «Прогулки с Пушкиным». Поэт там, что называется, очень живой – как и здесь, в спектакле. Единственное, у нас немного смазалось впечатление в конце: после спектакля сразу начался небольшой концерт. Мы, безусловно, переключились – но не было достаточно времени подумать, переварить, отойти от всего действа. Тем не менее, мы очень рады, что у нас есть такой театр, который дарит такие постановки. Некоторые спектакли мы смотрели по нескольку раз», - отметила Ольга Маторина.

К слову, теперь в ТЮЗе будет еще комфортнее ожидать начала спектакля или обсудить впечатления после него: здесь открылось арт-кафе, в ассортименте которого – кофе, чаи, а также пирожные.

А следующий показ спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина» пройдет 17 декабря, начало в 17:00. Возрастная категория спектакля – 16+. Билеты можно приобрести на сайте ticketon.kz, а также заказать по номеру кассы театра: 8-708-430-23-93. Стоимость билета на премьерные показы – 2 000 тенге.