В малом зале Темиртауского театра для детей и юношества работают над спектаклем «Вафельное сердце» – теплой историей о детстве, о дружбе, об отношениях между детьми и родителями. Это история и о том, что в детстве нас любят просто потому, что мы есть – и этой безусловной любви нам так не хватает во взрослой жизни. Премьерные показы спектакля ожидаются 15 и 16 апреля, над постановкой работает московский режиссер Кристина Звыкова. Как идет подготовка к премьере, чем примечательна и сложна работа театрального режиссера Кристина рассказала в вечернем эфире «Примите поздравления» 28 марта.
Спектакль «Вафельное сердце» будут давать в малом зале ТЮЗа Темиртау формата black box: такие залы, пояснила Кристина Звыкова, не обязывают к соблюдению каких-либо исторических моментов. На большой сцене – своя атмосфера и архитектура, но туда вписать можно не каждый спектакль: здесь есть свои строгие правила и условия. В малом же зале такие условности стираются. Поэтому на показе зрители увидят игрушки из шерстяных носков, декорации из подушек и другие уютные и милые детали.
Не так давно Кристина Звыкова поставила в Москве спектакль по Достоевскому «Сон смешного человека» – и он бурное обсуждение у публики и критиков. А руководство ТЮЗа Темиртау познакомилось Кристиной на Вахтанговском фестивале театральных менеджеров несколько лет назад.
Могла бы быть врачом, но стала режиссером
Кристина Звыкова – человек в театральном мире известный. Она представляла Россию на Всемирном молодежном форуме, была членом труппы Всемирного молодежного театра. В 2019 году она поставила спектакль «Мой дедушка был вишней» в Новосибирске, в 2021 – мюзикл «Мечтатели» на Артек-арене, в 2022 – «Сон смешного человека» в Театре «Школа драматического искусства» в Москве. Два года назад Кристина стала режиссером Церемонии награждения премии «Легенды Тавриды» в театре имени Е. Вахтангова.
Кристина могла бы стать хирургом, но выбрала карьеру театрального режиссера. Профессия врача дает постоянное понимание предназначения, но с театральной режиссурой сложнее: важно постоянно доказывать, что человек имеет право быть в этой профессии, расти в ней. Свой дипломный спектакль «Мой дедушка был вишней» молодой режиссер выпускала также в Новосибирском городском драматическом театре.
В одном из интервью Кристина Звыкова делилась: она – не из тех режиссеров, который приходит с готовой задумкой. Всегда есть предчувствие, которое она в себе накапливает, развивает.
– У всех разные системы работы, разные подходы – я работаю именно так, – говорит Кристина. – Конечно, мой метод предполагает и намного большую зону ответственности режиссера: все меняется каждый день, хотя окончательное решение остается за мной. Профессия театрального режиссера, пожалуй – это немного про мазохизм: когда спектакль уже готов, ты приходишь на премьеру, занимаешь место в зале – и от тебя не зависит больше ничего, ведь актеры уже выучили текст, отрепетировали сцены, костюмы пошиты, декорации установлены, свет выставлен. Либо сейчас это все сработает, и получится магия – либо наоборот. И с этим ничего нельзя сделать. Очень интересные моменты, которые поймут не все – но за это я люблю свою профессию.
Самое главное в профессии, делится Кристина – научиться получать удовлетворение от работы, понравится ли она зрителям и критикам или нет. Она уверена: в этом деле важна адекватная самооценка, понимание цели – сверхзадачи. Конечно, важно уметь правильно организовать процесс, а не только быть творцом. Поэтому она продолжила свое образование в мастерской по театральному менеджменту, который набирал Кирилл Крок в Театральном институте имени Бориса Щукина. Этот опыт и знания тоже дали Кристине многое для понимания процесса создания театральной постановки.
На каждый спектакль найдется свой зритель, рассуждает Кристина Звыкова. Знакомые, которые следят за ее премьерами, на днях написали, что она не идет за трендами и тенденциями – и в этом главная ценность. Режиссер подтверждает: за трендами не гонится. Кристине интересен формат спектаклей для семейного просмотра, хотя другие ее коллеги по цеху уверены, что дело это непопулярное, потому что ими можно лишь набивать руку.
– Интересные истории тоже случаются: у моего спектакля «Сон смешного человека» есть постоянный зритель – мужчина старше 50 лет, который вышел с премьеры со слезами на глазах. Я тогда подумала: может, он чей-то папа, друг? – рассказывает режиссер. – Через месяц он снова пришел на спектакль. И рассказал, что моя постановка – лучшее, что он видел, и потом привел 30 своих друзей. Это невероятно ценно: мы можем получать разные награды и премии, но главное, что люди приходят на спектакли – во второй, третий, четвертый раз… На днях этот мужчина написал мне, что привел еще больше своих знакомых. Оказалось, он работает гештальт-психотерапевтом и нашел отклик в театральном искусстве.
О чем спектакль «Вафельное сердце»
Вместе с Кристиной Звыковой в ТЮЗе сейчас работают над спектаклем по пьесе Марии Парр «Вафельное сердце». Это постановка для всей семьи.
– Все мы были маленькими. Мечтали, фантазировали, придумывали игры на ровном месте. Бабушки пекли нам пироги, дедушки водили на рыбалку. Когда нам становится грустно – мы невольно вспоминаем детство и те моменты, когда нам было по-настоящему хорошо, – рассуждает Кристина Звыкова. – Один из главных героев отмечает: «Мне было так хорошо, что даже больно». Нам не хватает искренности и любви, которые мы ощущали, будучи детьми, рядом с нашими близкими. «Вафельное сердце» – это ностальгия по детству, когда нас любили просто за то, что мы есть. Пьеса давно была в моем «режиссерском чемоданчике», и теперь мы воплощаем ее на сцене.
Работа над спектаклям началась не с читок – с актерского кастинга. Когда Кристина прибыла в Темиртау, ей предстояло еще познакомиться с труппой театра. Поэтому сперва провели двухдневный актерский кастинг. Организовали специальные задания и тренинги. В итоге режиссер выбрала четверых артистов, которые и будут исполнять роли в постановке.
– Изначально состав спектакля должен был включать 8 актеров, поскольку в пьесе 8 персонажей. Но мы выбрали четверых: Людмилу Гулуеву – она исполнит роль Бабы-тети, Владимира Хомутова – он воплотит ее брата, Дедушку, Романа Гужеля и Маргариту Валееву – они исполнят роли Трилле и Лены соответственно, – рассказывает Кристина Звыкова. – Постановка будет отличаться от первоисточника. Хочу поблагодарить актеров за то, что наши репетиции проходят в атмосфере доверия и любви: важно, чтобы актеры могли довериться режиссеру, принять его идею. То есть, в этом случае мы тратим время исключительно по делу – на работу, на творческий поиск, и это приносит удовольствие. Персонажи во время спектакля будут играть в игры, есть вафли – а именно их печет Баба-тетя, а сама постановка расскажет о дружбе и семейных отношениях.
Режиссер подчеркивает: «Вафельное сердце» призвано дать понять, что родитель сегодня – это не только наставник, а связи в семье должны быть не только «вертикальными». Родитель – это в первую очередь друг, и такие «горизонтальные» связи сегодня очень важны: для ребенка важно в любую минуту обратиться за помощью, за советом. Но есть еще одна немаловажная деталь.
Театр – это рефлексия
– Главный мой посыл в творчестве – нужно быть искренними во всем, в первую очередь с самими собой, с выбором жизненного пути, проживать эмоции, которые мы получаем, а не блокировать их, особенно если это грусть, – делится Кристина. – Кроме того, искусство далеко не всегда должно нести радость и свет: искусство, по сути, никому ничего не должно. Театр – это в первую очередь рефлексия. И если речь о спектаклях для семейного просмотра – они тоже служат эмоциональным опытом и поводом для разговора на серьезные темы, которые родителям часто сложно затронуть с детьми – например, тему смерти близких, разводы… Важно дать ребенку адекватную оценку происходящего, а не рассказывать о том, что «бабушка улетела на небо». Будучи детьми, мы все прекрасно понимаем, но хотим услышать правду. С детьми важно говорить на равных.
В Темиртауском театре для детей и юношества уже открыто бронирование билетов на премьеру постановки «Вафельное сердце». Забронировать билет можно по телефону 8-708-430-23-93, билеты приобретаются в кассе театра, их цена – 2000 тенге.
В материале использованы фото автора,
фото со страницы @temirtau.tuz,
а также фото из личного архива
Кристины Звыковой
Автор текста: Анна Лето