Свести олдскулы: постановка «Wi-fi» в ТЮЗе Темиртау рассказывает о современных подростках

 

...И об их отношениях со взрослыми. В спектакле «Wi-fi» - понятном, простом и остроумном – дети и родители пусть и говорят будто на разных языках из-за современных словечек, у каждого своя боль и проблемы. Этот вопрос, поднятый в пьесе Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной «Песочница с вайфаем в космосе», молодой режиссер Вацлав Дембовский решил исследовать не зря: мир сейчас меняется с бешеной скоростью, молодежь теряет свои ориентиры, и взрослые – вместе с ними. Премьера уже скоро – 18 и 19 декабря.  

 

«Песочницу с вайфаем в космосе» - а ныне спектакль «Wi-fi» - еще не ставили в Казахстане: темиртауский ТЮЗ стал первым. В 2021 году пьеса вошла в шорт-лист российского конкурса новой драматургии «Маленькая ремарка» в номинации «12+». Герои материала – школьники, их родители и учителя – говорят языком интернета и современной массовой культуры на сложные темы. «Не знаешь, что делать, если мама знакомится с парнями в тиндере? Не в курсе, как отличить морошку от костяники? Сомневаешься, куда надо стрелять зомбаку, чтобы точно его уложить? Ответы на эти и другие не менее животрепещущие вопросы зрители ищут вместе с героями пьесы», - гласит одна из аннотаций произведения.

 

Вацлав Дембовский познакомился с Темиртауским театром для детей и юношества в Санкт-Петербурге: там проходила ярмарка молодых режиссеров в рамках театра-фестиваля «Балтийский дом», и режиссеры представляли свои предложения для театров. В будущем режиссер надеется еще раз поработать здесь, уже над другими пьесами – возможно, для более взрослой аудитории. Строгий выбор, за классикой или современностью при этом, говорит, не стоит – главное, чтобы материал был хороший. Сам Вацлав родом из Белоруссии, и сначала обучился на математика-программиста и даже успел в этой сфере поработать в Минске.

 

 

- Тем не менее, я очень хотел быть актером, и на это меня вдохновили мои друзья из Санкт-Петербурга, - делится режиссер. – В итоге я бросил работу, переехал в Петербург с решением поступить в вуз. Встретил своего первого учителя, которая определила меня в режиссеры – я подготовился за месяц. Путь мой сложился так, что мне встречались люди, помогающие прийти в сферу театральной режиссуры. На данный момент я обучаюсь пятый год в Российском государственном институте сценических искусств – РГИСИ.

 

«Wi-fi» в ТЮЗе Темиртау – второй полноценный спектакль Вацлава, а первым стала его преддипломная работа, созданная не в театре, а в мастерской с профессиональными актерами. Дембовский признается: очень интересно работать в формате лаборатории, когда есть больше времени на эксперименты.

 

- Четкого сюжета у «Wi-fi» нет: это скорее зарисовки из жизни персонажей, которые в итоге сводятся к единому финалу, к итогу. В современном мире, который развивается с бешеной скоростью, на фоне коронавируса и технологических революций, стремительно меняются отношения между подростками и взрослыми, старшим поколением. И этот вопрос меня очень волнует, - говорит Вацлав. – Вспоминаю собственное подростковое время, и четко помню: у детей раньше всегда был ориентир – взрослые. Если чего-то не знаешь – подойти к маме, папе, бабушке, дедушке: спроси, уточни. Сегодня смотрю на подростков, слежу за собой – и не знаю, что будет завтра. Но это не о чем-то масштабном: мир не рухнет – просто все меняется очень быстро. Традиции, законы, границы – рушатся, детям часто некому задать важные вопросы, а самое страшное – еще и взрослым не у кого спросить, как быть дальше. Связь между поколениями превращается в пропасть. Взрослые перестают понимать, что происходит в мире детей, дети – зачем им нужен мир взрослых, которые ничего не понимают. Очень хотелось в пьесе поискать точки соприкосновения персонажей разного возраста. А тема космоса, которая тоже звучит в спектакле – метафорична, но выступает объединяющей героев идеей. Думаю, поиск такой идеи тоже важен, чтобы люди стали ближе и смогли посмотреть на себя со стороны.

 

 

В спектакле как таковых главных ролей нет, добавляет Вацлав Дембовский: все персонажи главные по-своему. На сцене малого зала ТЮЗа их воплощают Екатерина Орищенко (Майя), Анастасия Агафонова и Ирина Глязер (Наташа), Юрий Блинов (Паша) Роман Гужель (Стасик), Айдар Мукашев (учитель Игорь Иванович, Валентин Бухонов (отец Майи), Никита Колесов (доктор), Владимир Хомутов (дедушка Паши), Наталья Снегирева (мать Наташи).

 

Закономерно перебивками между историями персонажей служит огромный экран с перепиской под электронную и музыку в стиле техно. Собственно, коммуникация этих героев прподолжится – и станет, наверное, самой яркой и забавной из всех сцен, но в то же время очень злободневной. «Wi-fi», кроме того, обладает лаконичными мобильными декорациями, дополняющими смысл постановки - а художницей спектакля стала Анастасия Чеботарёва.

 

 

Спектакль знакомит зрителя со школьницами Майей и Наташей, которых учитель называет «надрывами на теле образования» - на них вместо одежды мешки для мусора, и эту деталь гардероба они не раз оспорят со своим педагогом. Девочки цитируют скандально известного режиссера Ларса фон Триера, путают смысл слова «закладка», не выпускают из рук телефоны, и в истории родной страны разбираются хуже, чем в брендах кроссовок. Учитель здесь, казалось бы, самый правильный, но и у него есть свои проблемы.

 

У самой же Наташи с матерью – тоже своеобразные отношения: мать нарушает границы дочери, хочет ей доверять – но коммуникация не складывается совсем. То же самое зрители смогут наблюдать и в истории подростка Паши и его деда: внук общается с дедушкой через «Алису», пока второй удивляется глоссарию современных слов – абьюзу, харрасменту и другим. И пусть какие-то из взрослых ближе к героям-подросткам – проблема у всех одна: отношения с детьми, та самая пропасть. Это вновь доказывает фрагмент спектакля, где Майя и Наташа словно ведут выпуск новостей, каждая из которых абсурднее предыдущей.

 

 

«Тупость, невнимательность и пофигизм - вот три всадника апокалипсиса», - говорят герои, продолжая рассуждать об «удивительных возможностях человеческой жизни в пространстве всепоглощающего абсурда» и о том, как же править миром с обгрызенными ногтями. Но в спектакле, как мне показалось, кроется еще одна идея: взрослые, в свою очередь, могут и побаиваться детей, потому что порой непонятно, чего от них ждать. Это, возможно, тоже порождает отраженные в постановке конфликты и закрытость друг от друга.

 

Длительность спектакля – 1 час 20 минут, постановка идет без антракта.