Фестиваль «Драма.kz» провели в Темиртау: современная драматургия в действии

 

Темиртауский театр для детей и юношества, побывав на фестивале современной драматургии «Драма.kz» в Алматы, получил право на то, чтобы организовать такой фестиваль на базе театра в рамках проекта «Драма.KZ. Города». Произведения современной драматургии прозвучали в прошедшие выходные в Темиртау, а город стал первым в списке городов Казахстана в проекте. Здесь прочитали и обсудили произведения современных драматургов страны. 

 

Директор ТЮЗа Темиртау Владимир Дроздецкий открыл фестиваль, а после вступительного слова – видео-обращения идейного вдохновителя «Драма.KZ» Олжаса Жанайдарова, драматургов Алмаса Сексенбаева и Михаила Земского – заместитель директора по зрителю Павел Авдюков объявил старт беседы, в которой речь пошла о театральных читках в целом и значимости современной драматургии в частности.

 

- Современная драматургия оставляет зрителю больше места для размышления над произведением – что мы, собственно, и делаем во время театральных читок, представляя текст в чистом виде, - поделился Владимир Дроздецкий.

 

 

Зрители в ходе беседы могли задавать вопросы руководителю ТЮЗа, и один из вопросов касался ситуации с драматургией в стихах – актуальна ли она? Современные пьесы в таком формате пишутся редко, особой популярностью среди авторов не пользуются – тем не менее, в театре нужна и такая драматургия, и заинтересованность в ней есть, отметил Павел Авдюков. Подобные спектакли демонстрируют на площадках Москвы и Санкт-Петербурга, а также в Казахстане, а наряду с этим есть и пьесы, которые вообще идут без слов. Среди современных пьес, в то же время, немало представленных в жанре абсурда. Темиртауский театр, признался Владимир Дроздецкий, именно в постановках с ними еще не экспериментировал.

 

- К каждой такой пьесе важно подобрать особый ключик: на взгляд неискушенного зрителя это просто может показаться бессмыслицей, - пояснил Владимир Владимирович. – И пусть для каждого это будет своя «дверца», здесь важно быть осторожным. Пока мы пробуем этот жанр в читках, но есть свои сложности: действительно трудно предугадать, как это будет воспринято. В одном из европейских городов на театральном фестивале давали шекспировского «Ричарда III», который актриса читала одновременно на немецком, итальянском, английском и украинском языках – и при этом рубила ножами капусту. Итог – вся сцена в капусте, спектакль окончен, вместо аплодисментов – полная тишина. То есть, эксперименты уместны тогда, когда это затрагивает чувства людей, чего не случилось.

 

 

Узнали зрители и о темах, которые в ТЮЗе никогда не затронут: если в пьесе будет пошлость, дорога ей заказана, ответил директор. Подводя итоги беседы, герои встречи подчеркнули: в наше время есть авторы, создающие прекрасные детские сказки, интересные современным детям и затрагивающие современные проблемы. При этом театры не отказываются от традиционных классических сказок, но всегда важен материал, который сможет поговорить с подрастающим поколением. А современная драматургия в целом – в том числе казахстанская – пронзительна, интересна, достойна и написана хорошим языком, и поэтому имеет твердое право на жизнь.

 

- Периодически мы слышим вопросы вроде «А где же наши казахстанские авторы? Почему вы не ставите их пьесы? Мы их не знаем и не видим». Считаю, что такой проект, как «Драма.KZ» должен развиваться, чтобы аудитория театров знала о наших авторах – замечательных и талантливых соотечественниках, достойных того, чтобы их произведения звучали на сценах, - заключил Владимир Дроздецкий.

 

Надо сказать, что для читок на фестивале «Драма.KZ. Города» в ТЮЗе избрали необычный актерский состав: роли читали выпускники или студенты здешней Театральной школы и участники экспериментальной лаборатории «Свои», также созданной при театре. Причем «Свои» дважды отыграли читку по пьесе «Солнечная линия» Ивана Вырыпаева: в одной из кофеен Темиртау и в карагандинской галерее «Алтын гасыр», да и в целом на сцене малого зала ТЮЗа держались отлично. Единственным профессиональным театральным актером среди ребят был Никита Колесов.

 

 

Первой пьесой к читке стала «Мужчина, который родил голубя» Алмаса Сексенбаева – абсурдистская трагикомедия о заботливом отце, столкнувшемся с непониманием окружающих. Элементы театра абсурда сюда привнесли – голубь в ведре, птичий доктор с кошачьими ушками, мечтающий выиграть танцевальный конкурс страж порядка – в дуэте с заключенным. Несмотря на кажущуюся сложность в образах, заботящийся о раненом голубе мужчина, так или иначе, воспринимается другими персонажами пьесы как сумасшедший, а уж если это приправлено желанием, чтобы его «ребенка» признали за полноценное живое существо, здесь параллель можно провести с очень многими сферами жизни. Одни увидят в пьесе идею очень заботливого отца – а такой образ не укоренен в общественном сознании, другие – идею о защите птиц, животных и окружающей среды, третьи – историю о праве мужчины на воспитание детей, который, будучи на грани суицида, в финале восклицает: «Лети, ребенок, прочь от этого безумного мира!».

 

 

И пусть «Мужчина, который родил голубя» - комедия (ее юмор гости фестиваля оценили по достоинству), трагедийного здесь тоже хватает: произведение, читка которого пролетела за полчаса, поднимает темы одиночества, социальные и этические вопросы, говорит о царящей везде бюрократии... Гендерные роли тут тоже подвергнуты вопросу: одна из матерей в пьесе видит в мужчинах только маньяков, а врачи ветклиники и полицейские углядывают в главном герое безумца в его стремлении заботиться о голубе. В итоге и получается, что это история о человеке, который понимал, что выглядит дураком, но пошел до конца. Сейчас, к сожалению, подобных людей массы так и видят – но, вполне возможно, завтра они будут героями. Хотя, может, главный герой хотел таким образом всех разыграть –рассмотреть сюжет некоторые смогли и под таким углом.

 

 

Второй пьесой, которую прочитали в ТЮЗе на «Драма.KZ. Города», стала «Пустые места» Михаила Земского о поиске своего «Я», личностном и профессиональном кризисах в жизни мужчины «за пятьдесят», главный герой которой – ведущий политического ток-шоу Александр Харитонов. Таких людей мы часто видим на экранах, но об их личной жизни знаем мало. В «Пустых местах» зрители наблюдают Александра в комнате матери – его самого преданного зрителя, рядом с вечно паникующей женой, на работе, где он прямо на месте создает инфоповоды для подчиненных, а также у психотерапевта. У него есть молодая любовница – уже беременная от него, но мать главного героя заставляет его подвигнуть девушку на аборт: сама мать, в прошлом спортсменка, делала это не раз – и ее аборты лишь малая часть тех самых пустых мест, о которых говорится в пьесе. И вроде бы Харитонов добился успеха: у него семья, дети, любовница, но «Кто я?» – главный вопрос, ответ на который он ищет.

 

 

Свои пустые места – а в них живут страхи прошлого, злость, фрустрация, беспомощность – персонажи заполняют алкоголем, успокоительными, бессодержательными разговорами, эфирами в Instagram (перевоплощение актеров в комментаторов эфира в эти моменты особо забавно). Это своего рода цена за то, чтобы жить «как надо» - но никого она счастливой так и не сделает. Собственно, об этом и шла речь уже на обсуждении после читки. Зрители добавляли: Харитонов, несмотря на свой успех, не состоялся ни как сын, ни как муж, ни как отец, ни как собственно мужчина, и пусть у него есть психотерапевт, прогресса в их работе нет. Женская часть аудитории фестиваля делилась: пожалуй, «Пустые места» - пьеса, скорее, чисто мужская.

 

Каждый блок фестиваля в Темиртау, безусловно, предполагал определенную передышку, когда зрители и участники события могли дополнительно обсудить увиденное. А за второй читкой последовало закрытие «Драма.KZ. Города»: здесь вручили благодарственные письма и грамоты фестиваля участникам и тем, кто помогал в организации события. Закрывая фестиваль, ТЮЗ передал эстафету Кокшетаускому театру русской драмы и Жезказганскому театру имени Серке Кожамкулова.