В Темиртауском театре для детей и юношества уже 5 и 6 июня состоится премьера Тургеневского «Нахлебника», над которым работал приглашенный режиссер Станислав Васильев. История о том, как бедного дворянина заставляют за деньги отказаться от отцовства? А может, о том, что все мы – нахлебники? Или о детях и родителях? Речь здесь пойдет обо всем перечисленном, и не только.

  

 

 Напомним, что Станислав Васильев родом из Чувашии, окончил ГИТИС, служил главным режиссером театра в Чебоксарах и Мурманске. Премьера «Нахлебника», комедии в двух действиях с рейтингом 16+, состоится в большом зале Темиртауского театра для детей и юношества. По словам режиссера, пьеса эта – социальная, для семейного просмотра.

С коллективом ТЮЗа Станислав Анатольевич работал впервые, но не скрывает: в работе были сложности – из-за пандемии. В целом же, поделился режиссер, главным был, прежде всего, процесс общения с труппой, поэтому трудиться над постановкой было интересно.

- По сути, мы все нахлебники – любой человек современного мира. Мы боимся задавать лишние вопросы даже самим себе, - рассуждает Станислав Васильев. – Нам удобно, когда за нас принимают решение или делают выбор, мы боимся лишний шаг сделать в сторону свободы... Но главное здесь, в пьесе – то, что люди все-таки могут получить какую-то свободу. «Нахлебник» - это история жизни и самого Тургенева. Это его мать, которая любила чопорные встречи гостей – а сам он не любил. У «Нахлебника» незаконнорожденная дочь – как и у Тургенева была дочь от крестьянки, которую мать отняла и отдала в пансионат…

По сюжету в роскошное поместье приезжают новые хозяева: Ольга Петровна Елецкая и Павел Николаевич Елецкий, петербургский чиновник. Встречают их дворянин Василий Семенович Кузовкин, который проживает у Елецких на содержании, нищий помещик Иванов и управляющий поместьем Егор Карташов. По прибытию супругов навестить их приходит сосед – помещик Тропачёв со своим адъютантом Карпачовым. Во время утренней трапезы Тропачёв уговаривает Елецкого напоить Кузовкина – и от души над ним повеселиться. К нему относятся как к шуту, но Кузовкин сообщает, что Ольга Петровна Елецкая – его дочь. Наутро Елецкий предлагает Кузовкину переехать в другое место, а Ольга допытывается причины переезда. В итоге супруги предлагают старику 10 тысяч рублей, чтобы он отказался от своих слов, в стремлении сохранить свою престижность.

Предполагалось, что «Нахлебник» будет сыгран на бенефисе выдающегося современника Тургенева – актера Михаила Щепкина. Царская же цензура признала постановку «безнравственной, наполненной выходками против дворянства». Но речь здесь идет не только о том, что муж главной героини крайне озабочен вопросом репутации, но и о том, как контактируют между собой отец и дочь – родитель и ребенок. Еще одно послание, которое дает постановка – о невоспитанности насмешек над старшими, над возрастом, над их чувствами и над чувствами в принципе.

В постановке заняты артисты ТЮЗа Ирина Мальчихина и Александра Ошивалова (Ольга Петровна Елецкая), Олег Керимов и Валентин Бухонов (Павел Николаевич Елецкий), Владимир Хомутов (Василий Семенович Кузовкин), Михаил Маскалюк (Иван Кузьмич Иванов), Айдар Мукашев (Флегонт Александрыч Тропачёв), Нурлан Ибраев (Карпачов), Никита Колесов (Нарцис Константиныч Трембицкий), Роман Гужель (Егор Карташов), Людмила Гулуева, Наталья Ершова (Прасковья Ивановна), Ирина Мальчихина и Екатерина Орищенко (Маша), Ольга Зверьева, Светлана Свищева (портниха), Юрий Блинов (Пётр).

Примечательно, что в «Нахлебнике» – именно в постановке Станислава Васильева – костюмы у персонажей яркие, как и декорации: обычно он предпочитает более тесный спектр тонов и в том, и в другом. Почему же первый акт «Нахлебника» стал всплеском ярких цветов – даже в инструментах встречающих хозяев крестьян?

- Это актуальный момент: то, как мы порой готовимся к приезду гостей или особо важных для нас людей, - пояснил Станислав Анатольевич. – Кроме того, это история и о провинциализме. Поэтому здесь немало песен, немало вычурных деталей: вот это «дорого-богато» и выдает провинциализм, когда мы пытаемся казаться лучше, чем есть. С другой стороны – из провинции ведь выходят и достойные благородные люди, знающие профессию и любящие ее, в чем-то более искренние. И в «Нахлебнике» речь идет о внутреннем достоинстве человека – когда даже живя в нищете, нахлебничестве, он не теряет своего лица, что тоже очень важно. То есть, можно быть нахлебником, но жить по совести и быть собой.

Первое действие «Нахлебника» пестрит красками: господ нужно как следует встретить, поэтому готовятся крестьяне тщательно и репетируют по несколько раз – барабаны, гармошки, бубны, ложки... Губная гармошка, кстати, тоже будет – в исполнении Владимира Хомутова и чувственная гитара – уже от Нурлана Ибраева. Все это – среди ярких, но очень лаконичных декораций и в разноцветных, но в основном классических костюмах – что тоже традиционно для постановок Станислава Васильева, который таким образом размывает временные границы.

Энергичны и насыщенны Нарцисс Константиныч и Егор Карташов Никиты Колесова и Романа Гужеля, а Ольга Петровна Ирины Мальчихиной сродни ангелу – и даже костюмы, в которых она появляется с супругом, выдержаны в оттенках белого. Трогателен дуэт старших артистов – Владимира Хомутова и Михаила Маскалюка: персонаж первого с трепетом встречает дочь, которая путает его отчество, второй пытается вернуть его с небес на землю. Флегонт Александрыч Айдара Мукашева эффектно появляется на сцене, роняя фразу о том, что «здесь так мало порядочных людей» и кличет адъютанта Кропачева ласковым Карпаччо.

Все артисты отлично вписались в свои роли, и второе действие только усилит это восприятие. Здесь, кстати, градус цветовой яркости сбросится. На первый план выйдут уже Ольга Петровна и Василий Семенович – игра Ирины Мальчихиной и Владимира Хомутова захватывают так крепко, что в финале нельзя не пустить слезу. Совершенно растерянная Ольга Петровна, трогательный рассказ отца дочери, момент открытости и честности Василия Семеновича, который окончательно разбит ситуацией...

Все это – в контрасте с задушевными песнями Тропачева и Кропачова, продолжающими подшучивать над Кузовкиным, вместе с мужем Ольги Петровны – которому «нет дела до сердца упрямого старика» и который считает его слишком добрым. Возьмет деньги – докажет, что соврал и будет в достатке, но о чувствах его не переживает никто, кроме Ольги Петровны. И вот еще один призыв постановки – любить своих родителей.

Премьерные показы «Нахлебника» пройдут в ТЮЗе 5 июня в 18.00 и 6 июня в 16.00. Билеты на спектакль можно приобрести в кассе театра или на сайте ticketon.kz. Цена билетов – от 800 до 1500 тенге. 

 
            

 

 
   Анна Строкова        4 июня 2021 г.                            ekaraganda.kz