Онлайн-читка пьесы Николая Коляды состоялась в Темиртауском театре для детей и юношества. Это история о театре – о двух актрисах, которые должны показать свою отличную творческую форму, поскольку одну из них перевели в суфлеры, но они по-прежнему хотят играть и творить на сцене. А еще это история о честности перед самим собой, близкими, перед нашим окружением, и о том, как человек справляется с тяготами жизни. 

  

 

- В Екатеринбурге я видел спектакль по этой пьесе – как раз в «Коляда-театре», - рассказал заместитель директора по зрителю и режиссер читки Павел Авдюков. – О ней вспомнил сейчас, потому что в этом году наши артисты в связи с карантином были лишены Дня театра и, скорее всего, будут лишены закрытия театрального сезона, хотя он у нас юбилейный – театру 30 лет... У пьесы «Всеобъемлюще», написанной для двух актрис, интересная история. Это произведение об актерах и о театре – чем оно, собственно, и привлекает. В этой пьесе автор сатирически высмеивает многие ненужные поступки, слова, и в итоге в чистом виде остаются только простые человеческие отношения – вовремя протянутая рука, все остальное – шелуха. Для меня пьеса именно об этом.

Читка, подытожил Павел, получилась необычная. По сути это эскиз спектакля – репетиций на ее подготовку было достаточно. «Всеобъемлюще» действительно стала таковой: в малом зале ТЮЗа разместили декорации, подчеркнув атмосферу пьесы, читка обрела полноценное музыкальное сопровождение. Актриса Наталья Ершова стала Ниной Сергеевной, а Ольга Зверьева – Верой Ивановной.

Большая комната на пятом этаже театра – в этом захолустном и неприглядном месте развивается действие пьесы Николая Коляды: сюда работники театра приносят все ненужное. Нина Сергеевна и Вера Ивановна знакомы давно, у них совершенно разные характеры. Нина только-только «переехала» в комнату на пятом этаже и верит, что это ненадолго. Они считает, что все артисты – лицемеры, директора называет «главнюком» со сморщенной рожей, а она, пропахавшая «как раб на галерах 50 лет», так и осталась непризнанной. Нина критикует названия спектаклей: «Смерть в Тарелкино», «Все кончено», «Пока она умирала», «Деревья умирают стоя» и все в таком духе. У Веры Ивановны взгляд на жизнь и театр более оптимистичный: она успокаивает коллегу, подчеркивая, что суфлер – это не так страшно, ведь «могли бы отправить на пенсию». Дамы начинают вспоминать свое прошлое: здесь есть место и драме, и юмору, и ссорам, и примирениям.

Веру назначают на главную роль в новой пьесе – «Всеобъемлюще», и она просит помощи Нины – «покидать реплики», хотя та настроена скептически и сначала посылает Веру «смотреть Петросяна». Вера же уверена: это ее шанс доказать, что она в хорошей форме, хотя Нина с ней не согласна – чушь, говорит, а не пьеса, надо не испанские страсти разыгрывать, а отражать социальные проблемы в постановках.

На самом же деле героини по-своему одиноки: это отражают их грустные передышки от репетиции. Одна перестала держать с детьми связь, другая мешает собственным чадам занудством. После таких разговоров подготовка к пьесе, конечно, сходит на нет. И в этом плане атмосфера пересекается с жизнью: на людях мы можем светиться оптимизмом, но каковы мы наедине с собой? А какие героини наедине друг с другом – становится понятно в финале читки: героинь ждет сцена серьезной ссоры. Стоит ли помнить старые обиды, даже если они случались по пустякам? Стоит ли их обсудить и выговориться друг другу? На эти вопросы каждый зритель сможет ответить сам после просмотра читки – как и поразмышлять о том, что для каждого из нас значит это слово – «всеобъемлюще». Потому что запись читки уже доступна в сообществах ТЮЗа в социальных сетях. 

 

 
Анна Строкова                         5 июня 2020 г.                            ekaraganda.kz