Руководитель темиртауского театра Владимир Дроздецкий стал первым, кто познакомил зрителей со своими кулинарными талантами в рубрике «Food-театр» в Instagram. А еще в своем коллективе, которым руководит с 2004 года, он известен не только как отличный начальник, но и как увлеченный авиамодельным спортом человек.    

  

 

 В 2015 году Владимир Дроздецкий занял II место в чемпионате РК по моделям-копиям в Алматы, в 2016 году стал чемпионом РК по авиамодельному спорту в классе моделей-копий. В любом случае, говорит он, все познается в сравнении, и на соревнованиях встречает много хороших спортсменов, к результатам которых ему еще предстоит прийти.

 

 

- Серьезно я начал увлекаться этим с 2010 года. Раньше собирал маленькие модели самолетиков. Как ребенок, рожденный в СССР, где было немало таких моделей советского чешского, производства ГДР, очень это любил, - делится Владимир Владимирович. - Потом увлечение переросло в стендовый моделизм, но с рождением первого ребенка приостановилось. В 2010 году я проезжал мимо поляны, на которой парень очень увлеченно «летал» на своей модели вертолета. Мы познакомились, и я серьезно увлекся авиамодельным спортом.

Это именно спорт, подчеркивает руководитель ТЮЗа – он во всем мире признан техническим видом спорта и входит в состав международной авиационной организации ФАИ. Однако с наступлением 90-х годов станция юных техников в Темиртау, где были автомодельные, авиамодельные, судомодельные кружки и мотокросс, закрылась, и проконсультироваться было не у кого. Благодаря интернету и группам авиамоделистов по всему миру Владимир Владимирович начал вникать в детали хобби. Начиная с самых простых моделей, с подъема первой модели в воздух – а это волнительно, даже когда ты взрослый мужчина – он постепенно переходил к более серьезным. «Здесь уже начинается самое настоящее авиамодельное творчество», - говорит он.

- Но думать, что тут все просто – ошибка: физика, аэродинамика, технологии, работа с материалами, чертежи, проектирование – здесь все. Воссоздание модели самолета требует терпения, усидчивости, внимания, - продолжает Владимир Дроздецкий. – В современном авиамоделизме есть два направления: вертолеты и самолеты. Категорий тоже много: самолет с двигателем входит в одну, без двигателя – планер – в другую. Я занимаюсь сборкой разных самолетов, но в основном категории F4C – моделей-копий.

У авиамоделистов есть свой набор материалов, но только этим все не ограничивается, поясняет Владимир Владимирович. В основном модели строятся из бальзового дерева (оно прочное и легкое), фанеры, пленки для обтяжки, ткани, клея. Современные модели создаются из композитных материалов (тоже легких и прочных), но все зависит от категории модели. Если это модель современного спортивного самолета, для нее подойдут углепластиковые или стеклопластиковые материалы. Так или иначемодель должна при малом весе быть прочной: аэродинамических нагрузок в полете никто не отменял.

- Все материалы, необходимые для моделей самолетов, доступны, - рассказывает Владимир Владимирович. - Самые простые можно найти в хозяйственных магазинах, а стеклоткани для углепластиковых моделей, бальзовое дерево и пленки заказываются через специальные сайты: в Казахстане эти материалы не производят. В то же время, авиамодельное хобби в мире не уступает рыболовецко-охотничьему по магазинам и уровню продаж. Это действительно широко распространенный вид спорта, которому огромное внимание уделяется в Европе и Америке.

Это и достойная площадка для воспитания инженерных кадров, уверен Владимир Дроздецкий: дети, увлекающиеся авиамодельным спортом с юности, вырастают в специалистов, хорошо понимающих физику, химию, математику.

- В Караганде живут два замечательных брата по фамилии Лит – они уже много лет отдают занятию авиамодельным спортом с детьми и подростками. Я ими восхищаюсь: они преданы своему делу, - делится руководитель ТЮЗа. – К слову о внимании к этому спорту в мире: только в Германии больше двух с половиной тысяч официальных авиамодельных клубов, где собираются люди разного возраста. Практически в любом городке есть своя авиамодельная площадка с небольшой взлетно-посадочной полосой, ангаром для хранения моделей, местом отдыха. Мои друзья часто бывают в таких клубах и делятся впечатлениями: там небольшие взносы для участников – порядка 30-40 евро в год, которые идут на благоустройство площадки, закупку продуктов или напитков. Есть и условия, когда за взнос в 100 евро в год можно приезжать в любой европейский клуб, пользоваться площадкой и ее услугами.

Сложно однозначно сказать, сколько времени уходит на воссоздание одной модели самолета, признается Владимир Владимирович: это зависит от многих факторов. Например, пилотажная модель может создаваться от 3-4 месяцев до года, хорошая копия – от года и дольше. Есть мелочи, которые должны быть повторены вплоть до последней заклепки или шва. На соревнованиях эти детали могут обеспечить до 70% победы, поэтому люди стараются повторить их во всех тонкостях – практически ювелирная работа.

- На данный момент у меня девять моделей самолетов, хотя их было больше. Случается, что к уже готовым моделям пропадает интерес – они разбираются, переделываются, либо разбиваются, - говорит Владимир Дроздецкий. – Есть две модели электрических тренировочных самолетов, третья – тренировочная бензиновая. Еще три – модели-копии, с двумя из них я участвовал в соревнованиях, с третьей только собираюсь. Еще одна служит для шоу-показов: не только летает, но и выполняет пилотаж, выпускает дым. Другая – «бойцовка»: с ней я в 2019 году победил на соревнованиях «Открытое небо» в Нур-Султане. Сейчас работаю над моделью самолета Поликарпова ПО-2, она же У-2 – самолета, на котором летал знаменитый женский авиаполк. Для меня это безумно сложная и интересная модель. Планирую закончить ее к 9 мая в память о Победе и бесстрашных девушках-воинах, которые в свои 18-19 лет уже были летчицами. Более того, много девушек из Казахстана летали на этих самолетах.

К любой модели, признается Владимир Владимирович, относится как к детям: сотворенный самолет два-три года находится в коллекции, но кому-то отдать или продать его жалко. Все модели одинаково сложны для создания, но в этом процессе растет как мастерство человека, так и его модели – и в размерах, и в сложности.

- Соревнования по авиамодельному спорту проходят на разных уровнях, вплоть до чемпионата мира в разных классах самолетов. Это очень масштабное мероприятие, сравнимое, наверное, с чемпионатом мира по любому другому виду спорта. Когда соревнования проходили в Китае, шла ожесточенная борьба между ним и США за место проведения, - рассказывает Владимир Дроздецкий. – Что касается авиамодельных фестивалей, на которых бывал я, каждый из них проходит замечательно: общение, обмен опытом – это здорово. К сожалению, в Казахстане у нас был пока только один авиамодельный фестиваль «Твист-пилотаж» – его организатором и инициатором стал я, мы проводили его несколько лет подряд, но в последние два года он не состоялся. Туда приезжали более 150 спортсменов из Казахстана и России, собиралось очень много зрителей: несколько дней они наблюдали шоу с музыкой и полетами, с пилотажем и воздушным боем.

Фестиваль «Крылья Сибири», в котором Владимир Владимирович тоже участвует, проходит на Алтае в селе Ребриха, организуется стараниями двух местных предпринимателей, влюбленных в небо и авиамодельный спорт. Здесь собирается под 300 участников и около семи тысяч зрителей, в нем участвуют не только авиамодели, но и большие спортивные самолеты, вертолеты, парашютисты, пара- и дельта-планеристы. Наш собеседник участвовал и в фестивале в городе Бийск, однако после того, как его организатор переехал в другой город, событие не проводится.

- Надеюсь, что летом состоится очередной фестиваль в Ребрихе: мы все его ждем. Это будет еще один повод встретиться, пообщаться и быть в компании единомышленников, которые болеют небом, - признается Владимир Дроздецкий. 

 
     
 
Анна Строкова                         7 мая 2020 г.                            ekaraganda.kz