Премьера спектакля по комедии Светланы Баженовой «Как Зоя гусей кормила» прошла в Темиртау при полном аншлаге: все билеты в малый зал театра (постановка камерная) раскупили за несколько дней до. Еще перед началом руководитель театра и режиссер спектакля Владимир Дроздецкий напомнил: постановка воспринимается по-разному. В ТЮЗе ее увидели с энергичной рок-музыкой, в красной подсветке важных и напряженных моментов и с поворотом из комедии в психологический триллер.
- Такие спектакли надо ставить, что называется, глаза в глаза: их не стоит выносить на большую сцену, - пояснил Владимир Владимирович после премьеры. - Здесь очень важны полутона, психология, взаимоотношения: актеры живут не в тексте, а в паузах. При этом первоисточник – пьеса «Как Зоя гусей кормила» - очень простая история, но очень глубокая.
Постановку открывают фотографии из детского архива актеров. Зою Марковну играет Нина Сытина, ее 60-летнего сына Владимира – Владимир Хомутов, Плоцкого – Леонид Кирличенко, а Женю – Анастасия Агафонова. Действие разворачивается в трех комнатах, и задачей режиссера было избежать нагромождения в зале, сконцентрировавшись на отношениях героев. Так и случилось: декораций минимум – но все они со смыслом, а упор идет на персонажей.
Зоя Марковна, которую уже должны были похоронить, оказывается живее всех живых – кто-то потом ласково назовет ее «Кащеюшкой бессмертной». Она часто вспоминает собственную молодость – брала не красотой, а умом, а потом, понеся от женатого, «как женщина себя похоронила, потому что нужно было заниматься сыном». Теперь она живет, чтобы за ним смотреть, ибо больше некому, культивирует в сыне чувство вины, а он так и не обзавелся своей семьей. «Про животных включи, чаю налей, картошки печеной хочу...», - только и слышит Владимир от Зои Марковны. А еще Владимир очень благородный: флирт у него – это шкодный обмен взглядами с девушкой. Зато он – автор неубиваемого дорожного полотна с ученой степенью.
Но Женя – девушка прямолинейная и простая. Ее Владимиру сватает его товарищ Плоцкий, который умом, может, не силен, но своего добиваться умеет. Женя появляется перед зрителями в кожаных сапогах и коротких шортах («Модница страшная, че вы хотите!», - говорит сама же о себе), она неначитанная, а ее мечта – стать секретаршей. Может, поэтому у Владимира к ней возникает скорее чувство отеческой заботы, и рассматривать ее как невесту он не стремится.
А поскольку Владимир живет с матерью, в один прекрасный момент Жене и Зое Марковне придется остаться вдвоем: эти сцены прекрасны – и смешны, и грустны по-своему. И эта светлая грусть вперемешку со смехом бы продолжалась, если бы в определенный момент на первый план не вышел Плоцкий. Он завидует Владимиру, и холодно рассуждает о своих взглядах на жизнь, разбивая одну чайную кружку за другой. «Большим дяденькам кушать хочется, поэтому дороги должны разрушаться!» - приговаривает Плоцкий в дополнение к своим зловещим речам. Так или иначе, в постановке разрушатся не только дороги, но финал зрителей ждет открытый.