Пьесу Антонио Буэро Вальехо поставил на сцене театра для детей и юношества режиссер Михаил Маскалюк. Сюжет вращается вокруг школы для слепых подростков, довольных жизнью и смирившихся с недугом. К ним присоединяется мятежный сверстник – и разрушает атмосферу счастья и стабильности: он хочет видеть, и не намерен примиряться с собственной болезнью. 

 

У слепого Дона Пабло сотня подопечных – бодрых, веселых и здоровых, лучшим студентам из которых, Хуане и Карлосу, он доверяет помощь адаптироваться новому юноше Игнасио. Маму новичка, слезно просящую «привить сыну такие же взгляды», Дон Пабло заверяет: все будет хорошо. В постановке пьесы Антонио Буэро Вальехо, написанной в 1950 году, Михаил Маскалюк не привязывался к месту и исторической эпохе: действие происходит в наше время. 

 

 

И пусть ученики и сам руководитель интерната Дон Пабло – люди мирные, и начало, и финал спектакля имеют зловещий оттенок, а появление Игнасио как будто воспринимается с сарказмом, и лишь потом на арену выходит дружелюбие. Но Игнасио, по своему поведению, тоже ждет ото всех атаки. В контраст к пиджакам и брюкам цвета мирного голубого неба, новичок появляется в растянутых штанах и берцах, намеренный принести войну в этот маленький рай бодрых и веселых, которых он называет «отравленными весельем, пустыми мечтателями, неспособными взглянуть в лицо трагедии». Интернат, по словам Игнасио, построен на лжи, и даже любовь у слепых ребят – это пародия на любовь зрячих. Юноше говорят, что неправильно заражать остальных пессимизмом – а он задает противоположный вопрос: правильно ли пичкать их оптимизмом?

 

 

В один из кульминационных моментов зрителя ждет достойная сцена полемики между Карлосом и Игнасио. Спасителем для Игнасио хочет стать девушка Карлоса Хуана, и в какой-то момент ей удается растопить лед – но в то время Игнасио уже близок к тому, чтобы обернуться злодеем. Доброжелательность учеников и Дона Пабло предстает удобством для них самих – они не хотят выходить из своей зоны комфорта. Но это лишь одна версия трактовки, которую может увидеть зритель, посмотрев спектакль «В пылающей тьме».

 

 

В ТЮЗе Темиртау это не первый спектакль, который имеет сильный социальный посыл. Директор Владимир Дроздецкий отмечает, что в постановках, предназначенных для старшего зрителя, такая направленность сохранится.

 

 

- Мы театр для детей и юношества, и, конечно, 70% репертуара – это сказки. В них мы чему-то учим, истории эти – яркие, интересные, музыкальные. Вечерние спектакли мы рассчитываем на другое восприятие. Безусловно, не упускаем и комедийные вещи, но театр, мне кажется – это искусство, которое всегда было глубоко социальным. И если у нас будут только комедии положений, мы станем слишком поверхностными.

 

 

Если говорить о спектакле «В пылающей тьме» - это история о борьбе против системы в людях, продолжает Владимир Владимирович. Антонио Буэро Вальехо в своей пьесе протестует против человеческой чёрствости, шаблонности, потери индивидуальности, серости, исключения личности из построения общества. Игнасио как раз и говорит о том, что каждый человек – личность и должен иметь свое мнение. Но незрячим персонажам удобно в своей одинаковости. А всегда ли хорош бунт? История знает многих, устроивших революцию, после которой жизнь не стала лучше. В то же время, спектакль аполитичен, добавляет Владимир Дроздецкий: это в первую очередь история о взаимоотношениях, характерах и о стремлении человека быть человеком. 

 
        
                             
 
 Анна Строкова               ekaraganda.kz               25 ноября, 2019 год