О том, как не надо относиться к оружию и как его правильно ронять, рассказал Заслуженный артист Украины, актер, режиссер, фехтмейстер, балетмейстер Олег Роенко. Он увиделся с артистами четырех из пяти театров Карагандинского региона: собственно ТЮЗа, академического театра музыкальной комедии, русского драматического театра им. К.С. Станиславского и казахского драматического театра им. С. Сейфуллина.
Олег Олегович служил в театре «Красный Факел» (Новосибирск), в Большом драматическом театре им. М. Горького (Санкт-Петербург), был актером и фехмейстером Национального Академического театра им. Леси Украинки (Киев). С 2000 года он – член Гильдии киноактёров Украины, с 2009-го – доцент кафедры театрального искусства Киевского Международного Университета и художественный руководитель актёрской мастерской. Его дебютная постановочная битва состоялась в дипломном спектакле по пьесе Шекспира «Конец – делу венец»
Отличие спортивного фехтования от актерского Олег Олегович описывает так: спортсмен горит желанием нанести укол, а в театре главное – создать полную иллюзию поражения. И пусть фехтование преподают в театральных вузах, в большинстве из них часы на нее резко сокращаются, сетует Олег Роенко:
- А как без этого быть актеру? Как можно достоверно сыграть Ахиллеса, Гамлета, Ромео, Дон Жуана, д'Артаньяна, Миледи – да хоть Ивана-Царевича или Маленькую разбойницу, не умея фехтовать? На данный момент в вузах с этим еще хуже: многие сокращают часы уже и на сценическое движение и танец. Но театр стремительно развивается, и поглядев любой спектакль, можно убедиться, что движения – это его большая часть.
С оружием Олег Олегович познакомился в театральном институте, начав тренироваться раньше положенного срока. Сейчас он по-прежнему влюблен в свое дело, а вдобавок коллекционирует оружие, которое можно использовать в спектаклях. Его интересует все, начиная с навахи (испанский складной нож) и заканчивая штыками, катанами и саблями. Но даже настоящее оружие он старается переделать для сцены – и в этом есть свои нюансы:
- Сценическое оружие не должно быть острым. Бывает, что оно должно упасть, и не один раз – и не должно поломаться. Как его уронить – уже другой разговор. Часто ломается пятка, рукоять, эфес... их нужно сделать прочными. С 2002 года в Киеве идет спектакль «Каменный властелин» по пьесе Л. Украинки. Для спектакля я сделал оружие, которое падает до сих пор и ни разу не ломалась.
Другой пример Олега Роенко касался спектакля «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, где оружие для боя было заточено. Персонажи драмы фехтовали на высоте трех метров на узкой дорожке в 70 см: Олег Олегович сам ставил эту сцену и сам играл одного из героев. Она заканчивалась тем, что один из мужчин падал, из его руки выпадал кинжал, а на протяжении всего поединка зрители предполагали, что герои шутят. Но после финала поединка с трехметровой высоты летел клинок и вонзался в сцену.
Мастерская Олега Роенко появилась в 2013 году: это был первый актерский курс, который он выпустил в Киевском международном университете. Со временем он и студенты сплотились, к ним прибавились учащиеся из других курсов и вузов, и после участия в международном фестивале в Днепродзержинске родилась идея мастерской.
- Но мы до сих пор пытаемся выжить: у нас нет помещения. Мы играем – редко, и даже не в Киеве. Последний спектакль, который выпустили в мае этого года – «Моцарт и Сальери» А. Пушкина. В целом в репертуаре семь спектаклей, - рассказал Олег Роенко. - Ребята работают разных театрах, но, конечно, хотят иметь свой. Бывает, их «покупают» другие театры, чтобы занять спектаклях, приглашают и в кино.
Во время встречи с карагандинскими и темиртаускими артистами Олег Роенко ориентировался на их запросы. Поэтому мастер сразу обозначил: может научить и азам, и собственно фехтованию и движению, и правильным падениям, и поддержкам. А в финале встречи он получил в подарок брендированную ТЮЗовскую футболку со своим именем.
Юбилей темиртауского театра для детей и юношества отмечается сегодня, 26 октября, спектаклем «Коляда в Диканьке», который начнется в 15.00. Артисты ждут в гости всех, кто захочет разделить с ними этот праздник.