ТЕМИРТАУСКИЙ ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

 

 

Темиртауский театр для детей и юношества основан в 1989 году. Темиртауский театр юного зрителя был открыт с целью сохранения театральной культуры города Темиртау, а ориентировали его полностью на юного зрителя Карагандинской области.
 
Первый сезон Темиртауского ТЮЗа открыли 24 ноября 1990 года спектаклем «Чемодан чепухи» по пьесе О. Петрушевской.

 

На сегодняшний день театром руководят:
 
Руководитель театра - Владимир Владимирович Дроздецкий (с 2004 года по настоящее время) - обладатель почётного знака межпарламентской ассамблеи СНГ «За заслуги в развитие культуры и искусстве», почетной грамоты Министерства культуры и спорта РК, благодарственных писем Акима Карагандинской области.
 
Главный художник театра – Татьяна Викторовна Ушакова (с 2018 года по настоящее время).

 Подробнее

Сатирическая пьеса, которую в Темиртауском театре для детей и юношества показали в минувшую пятницу, называется «Сережа очень тупой» и принадлежит перу молодого драматурга Дмитрия Данилова. После просмотра возникает сразу несколько вопросов: тупой ли Сережа, права ли в своих действиях его жена Маша, кем на самом деле были пришедшие к нему курьеры и, главное – что было в посылке и кто отправитель? Ответы для каждого зрителя будут разными: здесь потребность в собственной интерпретации – не возможность, а необходимость. Да и фраза «будем у вас в течение часа» после этого приобретает иной смысл.  

  

 

В ответ на вопрос о посылке можно лишь предполагать: здесь случай тот же, что и с «Криминальным чтивом» Квентина Тарантино – впрочем, прибывшие на закрытый показ карагандинские кинорежиссеры называли и другие фамилии знаменитых коллег, но об этом позже. 

Сереже (его роль читал Сергей Жижимов) 30 лет, он женат и работает программистом. Однажды ему звонят и говорят: мы, дескать, курьеры, привезем к вам важную посылку и будем у вас в течение часа. Посылку Сергей никак не заказывал, и уж тем более не ожидал, что «быть в течение часа» носило буквальное значение. Бедный персонаж уже хотел было откупиться деньгами – лишь бы гости ушли, а то ограбят еще или погубят...

Но смахивают эти курьеры скорее на доброжелательных секретных агентов или проверочную группу, скажем, из стражей порядка. Да и вопросы задают вроде «А чего это у вас в 30 лет и детей-то нет?», «Что программируете?». Двое старшего возраста (Леонид КирличенкоМихаил Маскалюк) – консервативны и любят говорить, что «раньше было лучше», третий, юный (Никита Колесов) – с оптимистичными взглядами на мир. Все из одного города, окончили один вуз и радостно трудятся в «Службе доставки», описывая это место как отличную работу.

И так же добродушно курьеры рассказывают о внештатных ситуациях на работе. Бывало, клиент при них умер – похоронили и отслужили панихиду. Бывало, клиент вешаться собрался, а они помочь хотели – человек и передумал вешаться. Третьему клиенту операция понадобилась – сделали. Правда, без наркоза. «Не выдают нам его, экономят», - объяснили. В этой абсурдности рядом идут и страх, который зарождается на подсознательном уровне, и желание хохотать – так остроумно описывают герои эти ситуации.

Но жена Сергея Маша (Екатерина Варапницкайте, заведующая литературной частью ТЮЗа) будто знает, кто наведался к ним в дом: «Сережа, не шуми». Чай, прощание, благодарности – и посылка, от которой явно надо избавиться. Но от чего спасает супруга своего партнера – это зрителю предлагается додумать самому, потому что поводов для размышлений в пьесе много. К слову, Екатерина не первый раз участвует в читке, и не будучи актрисой, успешно воплощает образы на сцене: Маша у нее – это, строгий, доминирующий ангел-хранитель.

Но почему же в названии в отношении главного героя выбран эпитет «тупой»? Посылку он не заказывал, но курьеры к нему вошли. Любой человек в непредвиденной ситуации может допустить промашку, проще говоря – затупить, а потому мы все иногда бываем Сережами. В ходе развития сюжета пьесы получается, что Сережа понимает какие-либо очевидные вещи, но не понимает их подводное течение: боится курьеров, но интересуется странной посылкой, которую нужно выбросить.

Помимо защитника, образ Маши, кстати, можно рассматривать и как символ гиперопеки – над мужем, будь она мамой – над ребенком. Коробку Сережа не открывает из-за Маши – но было ли все-таки там зло? Вдруг Сережа на самом деле не прошел какую-то инициацию, какое-то испытание?

Восприятию и погружению в пьесу помогли уже ставшие традиционными изюминки ТЮЗа – костюмы, штрихи интерьера квартиры, но в этот раз здесь звучали композиции Романа Главатских и вокал Евы Павловой, а ремарки пьесы зачитывала артистка Наталья Ершова. Действие развернулось на большой сцене театра, где обустроили места для зрителей с учетом всех санитарных норм.

Обсуждение читки пьесы растянулось почти на час: каждый зритель увидел в произведении что-то свое, многих оно тронуло именно тем посылом, что жить надо с душой, и везде есть люди одинокие: поэтому даже и в города лишний раз поиграть – уже событие.

Надо отметить, что для выпускника театральной школы Сергея Жижимова эта читка стала дебютом. Молодой человек работает на заводе, но очень любит театр – с детства мечтал играть, а потому прошел обучение в осенней театральной школе и на сцене в ходе читки чувствовал себя свободно, сумев передать характер главного героя.

Карагандинка Виктория Ракитина – постоянный зритель читок ТЮЗа, но эту назвала самой проникновенной: здесь, пояснила, соседствуют юмор и сильная драма, актуальные вопросы нашего времени и призыв всегда помнить о том, что люди конечны. К мнению Вики присоединилась руководитель детской школы кино и телевидения «KIDS TV» Мария Сигал, добавив: в пьесе звучит и тема человеческого равнодушия, а курьеры для нее предстали ангелами, явившимися Сереже для новых осознаний.

Когда слово передали карагандинским режиссерам – а на показ прибыли Антон ДиминИван Какшинский и Константин Павленко, обсуждение еще больше приблизилось к кино. Иван проанализировал образы курьеров и предположил, могли бы они быть поданы более зловеще и внушать страх. Но возник вопрос, было ли это потребностью режиссера: эти герои скорее несли неизвестность, хотя звучали весьма добродушно. Антон Димин особо отметил душевную подачу пьесы, а Константин Павленко назвал ее притчей в авангардном исполнении.

- Думая о посылке, я вспомнил «Андалузского пса», такую же деталь в лентах Дэвида Линча, вспомнил ящик Пандоры с точкой невозврата – отсылок возникло много, - признался Константин Павленко.

Актеры театра и его руководитель Владимир Дроздецкий поблагодарили зрителей за то, что читки всегда обсуждаются максимально глубоко, а публика их посещает думающая. Курьеры, добавили артисты, могут быть нашими фобиями, от которых мы не можем освободиться. А открытый финал – как в «Сережа очень тупой» - позволяет понять, что «болит» в обществе именно сейчас, какая проблема стоит остро. 

 
                 
 

 

 
 
Алёна Смирнова                    20 марта 2021 г.                            ekaraganda.kz