В темиртауском театре для детей и юношества прошла читка пьесы «Земля Эльзы» Ярославы Пулинович

 

Театральная читка – формат выступлений для нашей публики относительно новый: в Темиртау она состоялась впервые именно перед зрителями, если не сказать, что впервые в Карагандинской области. В то же время, по России она уже завоевала многие фестивали.

 

На читке нет декораций и костюмов, но часто она воздействует на людей не слабее полномасштабного спектакля. Актёры создают характеры персонажей своими голосами, а текст оживает в их речи – пьеса «входит в голос». Читка хороша еще и тем, что зрители после нее могут поделиться своим мнением – и о пьесе, и о процессе.

 

Читка «Земли Эльзы» Я. Пулинович состоялась 28 апреля, зрителей собрала не много. Причиной был не только праздник Пасхи, но, пожалуй, и то, что формат пока непривычен нашей публике. В то же время, надо сказать, что эксперименты в театрах региона хоть и есть, они не так часты, как, наверное, хотелось бы – зависит ли это от занятости артистов или от желания пробовать новые формы работы?.. Камерные пьесы ставятся примерно раз в год, моноспектакли можно по пальцам (или пальцу) пересчитать, а читок перед зрителями раньше не было вообще.

 

Чем хорош такой формат, помимо уже сказанного? Все мы хотим быть ближе к артистам. Читка дает возможность словно побывать в закулисье, пообщаться с актерами в неформальной обстановке, расспросить о впечатлениях и подготовке – словом, почувствовать себя немного журналистом. Это, кроме того, демократичное выступление: актеры выразительно читают текст, и нет четких образов героев – их можно «достроить» в своей голове. Наконец, читка, по признаниям многих современных театральных режиссеров и драматургов, заставляет их хорошенько побеспокоиться: прямо на месте, во время процесса, становится понятно, «заходит» пьеса или нет, вызывает эмоции или оставляет зрителя равнодушным.

 

«Землю Эльзы» называют настоящим реализмом в современной драматургии, вбирающим в себя и романтизм, и символизм. Ярослава Пулинович – драматург современный, и ее пьесы, по словам идейного вдохновителя проекта, актера русского драматического театра им. К.С. Станиславского, ранее служившего в темиртауском дворце для детей и юношества Павла Авдюкова, отличаются честностью. Полгода назад он организовал в театре им. К.С. Станиславского буккроссинг на постоянной основе, и читка – еще один его проект.

 

По сюжету пьесы, главная героиня, Эльза, родилась в семье русских немцев. Отца репрессировали, а её с матерью и сестрой сослали в Сибирь. Позже сама Эльза попала в детдом, и мать забрала ее к себе только после войны. Долгий несчастливый брак, жизнь, как в неволе - и вот она хоронит мужа. Через неделю после похорон идет в сельмаг и присматривает новые туфли, чем поражает и других старушек, и родную дочь Ольгу. Эльзе 76, но, оказывается, она и не жила еще. Более того, женщина встречает учителя географии Василия Игнатьевича. Он заботится о ней, между ними вспыхивают чувства. Но до этих чувств и их последствий есть большое дело окружающим: и сыну Василия Игнатьевича, и дочери Эльзы, и ее подругам, которые покажут себя в не особо приглядном свете.

 

- Ярославу Пулинович я очень уважаю: это один из самых интересных авторов, ее пьесы идут с большим успехом, она честна как драматург, открыта и добра как человек, - рассказал Павел. - «Земля Эльзы» тронула меня тем, что она про нас: про маленьких людей, которые живут своей жизнью, со своими проблемами, но еще и успевают обсуждать проблемы других, и об этом нужно говорить. Не грубы ли мы с друзьями? Достаточно ли внимательны к своей семье? Все эти вопросы тоже заложены в пьесе, и после прочтения так или иначе задумываешься о них.

 

По словам Павла, то, что читка состоялась – это прорыв и новая возможность для артистов высказаться, а также пообщаться тет-а-тет со зрителем. Но за подобные проекты берутся нечасто: всегда есть сомнения, приживется ли это среди публики. Для большинства режиссеров все равно стоит вопрос о том, придут ли на такое выступление зрители, можно ли это делать, как все пройдет.

 

Конечно, без подготовки не обошлось: актеры собирались, репетировали, обсуждали ключевые моменты читки, уточняли акценты. Павел, рассказал, находился в это время в зале. Однако процентов на 80 команда все равно импровизировала, и это тоже часть процесса.

 

Надо сказать, что «Земля Эльзы» прозвучала в малом зале темиртауского театра для детей и юношества идеально подобранными голосами. Главные роли, Эльзы и Василия Игнатьевича, читали Нина Сытина и Леонид Кирличенко, создавая образы, пожалуй, Ромео и Джульетты через 60 лет – с поправкой на то, что против их союза были собственные дети. И пусть мы живем в мире, где ежедневно с экранов телевизоров и страниц СМИ звучат умные и важные слова - «глобализация», «толерантность», «интеграция» - всегда есть в нашей жизни те, кому не хочется, чтобы у нас все было хорошо. Есть, конечно, и те люди, которые знают, как надо жить, хотя жизнь их самих успешной не назовешь. Влюбилась в 76 – с ума сошла? Купила новые туфли или платье на старости лет – что ты творишь? Замуж на пенсии – где это видано? А именно так реагируют другие герои на поступки Эльзы.

 

После того, как актеры закончили читать, пьесу обсудили со зрителями. И немало звучало, к слову, теплых откликов. Одних гостей встречи заинтересовал новый формат, другие подчеркнули теплую атмосферу события, третьи интересовались, когда будет следующая читка – а это вполне возможно. Правда, многое здесь будет зависеть в первую очередь от загруженности артистов.

 

Актеры, в свою очередь, тоже благодарили зрителей: за то, что оценили выступление и поддержали. Они делились, как непросто было воссоздать голосом характеры персонажей: подчас стоило больших усилий вжиться в роль. Казалось бы – всего-то текст прочитать, но надо учитывать, что у каждого зрителя свое представление, отношение к персонажу или пьесе. Одно ясно точно: актерам такой опыт тоже понравился. И в это, как и в свои роли на сцене, они вложили свою душу.

 

Анна СТРОКОВА